Ранняя профориентация дошкольников через сотрудничество с ассоциацией ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск ОВД и ВВ РФ филиал г. Нерюнгри (презентация)
Социальное партнерство с ЮЯТК - «Путешествие в мир рабочих профессий» (презентация)
Ранняя профориентация дошкольников в рамках социального партнерства
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к созданию условий для качественного образования посредством индивидуализации образовательного процесса, внедрения новых образовательных технологий, интеграции деятельности учреждений дошкольного, дополнительного образования и социальных партнеров для всестороннего развития детей.
Усиление воспитательной функции образования (формирование патриотизма, гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования и нашло свое отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Учитывая, что основные качества человека формируются в детские годы, особенно важно именно в этот период «напитать» восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить 2 интерес к своей Родине, большой и малой, к её истории и традициям, к миру профессий и труду взрослых. «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – патриотизм, ничего лучшего пока не придумали, - сказал Президент Российской Федерации Владимир Путин. - От того, как сегодня мы воспитываем молодежь, зависит будущее России как современного, эффективного государства». Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека; начинается оно в дошкольном детстве и рассматривается как неотъемлемое условие всестороннего, полноценного развития воспитанников.
В современных условиях «…только во взаимодействии с родительской общественностью, социальными партнерами дошкольное образовательное учреждение способно в полной мере обеспечить полноценное гражданскопатриотическое воспитание». К сожалению, в настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между выбором профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности, способной стать в будущем профессионалом своего дела, на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе. Создавшаяся ситуация заставила нас по – новому взглянуть на организацию ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, начинать которую необходимо сейчас. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир для него ярче и привлекательнее.
Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду у нас есть большие возможности познакомить детей с многообразием профессий. В детском саду на данном этапе мы создали и развиваем определенную окружающую обстановку, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания детей в зависимости от их способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы расширить и закрепить эти знания в школе, тем самым облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Именно в детском саду у нас есть большие возможности познакомить детей с многообразием профессий. В наших силах сформировать у детей систему знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
В детском саду на данном этапе мы создали и развиваем определенную окружающую обстановку, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания детей в зависимости от их способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей.
Цель: используя все виды детской деятельности, создавать условия для ранней профориентации воспитанников, формировать и расширять у детей дошкольного возраста знания о профессиях членов своей семьи, города, страны, уважение и потребность к труду, развивать социально-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.
В процессе формирования первичных представлений о труде взрослых, многообразии мира профессий происходит становление речи воспитанников, обогащение активного словаря и навыков речевого общения в интеграции образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной - игровой деятельности.
В работе с детьми мы относим дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка. Центральное место в работе педагоги отводят игре. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности, конкретизируются и расширяются представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, используемых орудиях труда и пр.
Во время знакомства детей с профессиями взрослых формируются первичные представления о труде работников родного города и его роли в обществе и жизни каждого человека; воспитание ценностного отношения к труду людей, их результатам на примере профессий членов семьи и работников предприятий города; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование патриотических чувств, чувства принадлежности к родному городу; уточняются знания детей о профессиях; расширяются представления о профессиях работников организаций и предприятий города; закрепляются умения выражать свои мысли и знания о профессии в продуктивных видах деятельности.
Для определения результатов воспитания используются методы: педагогическое наблюдение (прямое и косвенное);
· анализ результатов деятельности;
· анкетирование педагогов и родителей;
· беседа.
Послание Президента России Федеральному собранию – это программный политико-правовой документ, выражающий видение главой государства стратегических направлений развития России на ближайшую перспективу. Он предложил с нового учебного года запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее».